Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей | RusCreditCard.ru

Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей

Россияне используют банковские карты в основном для снятия наличности. Торговые компании в развитии безналичных платежей заинтересованы мало из-за дороговизны их обслуживания. Такой вывод следует из исследования Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ-ВШЭ. Эксперты: Вадим Радаев, Илья Белоновский, Сергей Румянцев.
Izderzhki-torgovykh-kompanii-po-podderzhaniiu-sistem-nalichnykh-i-beznalichnykh-platezhei
Фото с сайта http://pressria.ru/pressclub/20121031/600986038.html
Исследование «Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей» обнародованное 31 октября, позволило определить барьеры, которые препятствуют проникновению безналичных платежей в российской розничной торговле.
Банковские карты в РФ распространены довольно широко: российские банки выпустили и распространили более 200 млн кредитных и дебетовых карт, рассказал первый проректор НИУ-ВШЭ Вадим Радаев. За последнее четыре года количество платежных карт удвоилось, и сейчас такие карты имеют более половины россиян. Три четверти платежных карт – это расчетные карты (без овердрафта). В основном это зарплатные карты.
Проблема, однако, в том, что количество выданных банковских карт растет, а число безналичных платежей – нет. Основная часть операций по картам – это снятие налички. В стоимости транзакций доля этой операции – 87%. В магазинах же пользователи предпочитают платить «живыми» деньгами, сомневаясь в безопасности операций по банковским картам.
Еще одна причина низкой активности пользователей банковских карт заключается в нежелании многих торгово-сервисных компаний принимать к оплате банковские карты. Ритейлеры считают, что ставка торговой уступки, выплачиваемой торговыми компаниями за обслуживание карточных платежей, слишком высока.
Для малых и средних торговых организаций величина ставки составляет в среднем 2-2,1%, для крупных сетевых – 1,5%. Большая часть компаний, принявших участие в исследовании, считает ставку завышенной. В результате доля безналичных платежей в настоящее время невелика, составляя 17% по числу платежей и 19% по их стоимости.
Комментирует исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский:
– Участники рынка определяют для себя экономически приемлемый уровень ставки торговой уступки, сравнивая размер ставки со стоимостью обслуживания наличных платежей. Значительная часть расходов на обслуживание наличных платежей приходится на услуги инкассации, которые в среднем составляют 0,2-0,4%. Соответственно, приемлемый средний уровень торговой уступки по безналичным платежам должен составлять 0,6-0,8%.
Сейчас средняя величина торговой уступки банковских карт Visa и Master Card составляет 1,9%, говорит Вадим Радаев. «Средние ставки торговой уступки в России близки к максимальной в Европе», – отметил он.
Платежи банковской картой в интернете обходятся еще дороже, чем оплата банковской картой товаров оффлайн. В исследовании отмечается, что развитию интернет-эквайринга также препятствует высокая ставка торговой уступки, которая как правило в 1,5-2 раза выше уступки, установленной для оффлайн-торговли.
Комментирует президент АКИТ Сергей Румянцев:
– Интернет-торговля, как и любая розничная торговля в России, является низкомаржинальным бизнесом. Поэтому установленная банками-эквайерами ставка торговой уступки, превышающей 2-3% от стоимости каждой трансакции, помимо естественного возмущения участников рынка интернет-торговли вызывает вполне обоснованные вопросы о причинах такой ставки. Пока ставка не будет снижена до среднеевропейских показателей, проникновение безналичных платежей в интернет-торговле будет идти очень медленно.
На самом деле величина торговой уступки зависит еще и от оборота компании. Причем у каждой компании размер отчислений индивидуален. «Получается, что у разных компаний в одном сегменте могут быть разные ставки на эквайринг», – говорит Радаев.
Кроме того, проблемой интернет-торговли является длительный срок возмещения денежных средств при возврате товаров, приобретённых по «безналу». Это связано с особенностями процессинга банковских карт, который находится на стороне платёжных систем.
В итоге сегодня только треть торговых интернет-компаний, в основном крупные федеральные или столичные сети, принимают платежи через интернет.
Участники рынка настаивают на необходимости переговоров государственного регулятора (ЦБ), и, возможно, Минфина, ритейлеров и операторов платежных систем, устанавливающих межбанковскую комиссию, а также банков-эмитентов. Цель перговоров – снижение межбанковской комиссии, которая позволит ументьшить величину торговой уступки.
Если снижения торговой уступки добиться не удастся, то доля безналичных расчетов в России увеличиваться не будет.
*В опросе приняли участие 42 розничные компании из разных товарных сегментов, которые принимают к оплате пластиковые карты. Эта работа НИУ-ВШЭ проводилась по заказу Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) при участии Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Союза независимых сетей России (СНСР) и Объединения работодателей малого и среднего бизнеса «ОПОРА».
opec.ru


 

Опубликовано 5 лет назад

Похожие записи

Добавить комментарий

©2012-2015, ruscreditcard.ru | Mail: ruscreditcard@ya.ru | Sitemap | About site

Yandex.Metrika
.