Высший арбитражный суд отклонил налог на программы лояльности | RusCreditCard.ru

Высший арбитражный суд отклонил налог на программы лояльности

ВАС отклонил требование налоговиков облагать налогом услуги, предоставленные клиентам банков по программам лояльности. Решение суда затрагивает не только Ситибанк, который вступил в спор с ФНС, оно создает прецедент для всех банковских программ лояльности. У налоговой службы было мало шансов на успех, считают банкиры. Но даже если бы суд принял сторону налоговиков, то введение налога на действующих клиентах не отразилось бы, хотя и замедлило бы развитие премиальных карточных продуктов, заверяют они.

Ситибанк выиграл спор с межрегиональной инспекцией ФНС № 9. Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) поддержал банк, который обжаловал решение налоговой службы взыскать с держателей премиальных пластиковых карт 13% стоимости товаров и услуг, полученных по программам лояльности.

Налоговая инспекция обвинила Ситибанк в неуплате налога, обязательства по которому возникали при посещении его клиентами бизнес-залов аэропорта Пулково. Услуга входила в программу лояльности владельцев премиальных карт Citigold и Ultima, при этом клиент должен был иметь среднемесячный баланс на счетах в банке не менее 1,3 млн рублей.

Налоговая инспекция посчитала, что таким образом 356 клиентов банка получили доход в натуральной форме: стоимость VIP-обслуживания в Пулково-1 составляла 610 рублей, в Пулково-2 — 1040 рублей. А банк не удержал налог и не уведомил о появлении дохода, поэтому инспекция оштрафовала его на 17,8 тысяч рублей.

Ситибанк оспорил это решение в арбитраже, и суды первой и апелляционной инстанций признали решение налоговиков незаконным. Решение судьи обосновали тем, что отношения между банком и клиентами не носили безвозмездного характера: Ситибанк оказывал услуги в обмен на поддержание остатка средств на счете.

В свою очередь, кассационный суд (Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа) решения нижестоящих судов отменил, признав выводы налоговой инспекции правильными. Кассация посчитала, что слуги получены безвозмездно вместо процентов по вкладам, которые клиент мог получить, разместив средства со счета в Ситибанке на депозит.

Тройка судей ВАС, куда пожаловался Ситибанк, в определении о передаче дела в президиум сочла, что если совокупный доход от услуг не превысил установленной Налоговым кодексом верхней планки процентов по депозитам, не облагаемой налогом (ставка рефинансирования плюс 5 процентных пунктов в рублях или 9 п. п. в валюте), то налога не возникает. Решение поддержал и президиум ВАС, признав вынесение штрафа от ФНС незаконным.

«Это решение в пользу наших клиентов, и оно создает важный прецедент, который окажет положительное влияние на развитие всей банковской индустрии в стране», — прокомментировал руководитель департамента по связям с общественностью Ситибанка Денис Денисов.

Решение очень важное и разумное, так как программы лояльности и развитие дополнительных сервисов в целом уже стали неотъемлемой частью банковского обслуживания, соглашается вице-президент ВТБ-24 Юлия Деменюк. Взимание налогов с клиентов за дополнительные привилегии существенно замедлило бы развитие комплексных банковских предложений, отмечает она.

В ВТБ-24 прорабатывали возможные варианты развития событий в зависимости от решения суда, говорит Деменюк, добавляя, что отмена дополнительных сервисов и партнерских предложений для клиентов не рассматривалась.

Логично было бы предположить, что текущая банковская практика (отсутствие налогообложения по услугам, оказанным в рамках программ лояльности) сохранится, размышляет начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин.

Иначе возникла бы необходимость менять бизнес-процессы по всем пластиковым картам, считает он.

Интересы клиентов не должны быть ущемлены вне зависимости от решения суда, солидарен директор департамента частного капитала Промсвязьбанка Петр Терехин. «То, что в России какие-то моменты не были прописаны в законодательстве и считались спорными, не должно быть проблемой клиента», — объясняет он. В таких случаях банк должен брать решение вопросов и компенсирование любых неудобств клиента на себя, считает банкир.

Карточный продукт очень сложен и имеет множество составляющих: комиссия за снятие наличных, комиссия за годовое обслуживание, перечисляет возможные доходы банка старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу «Ренессанс кредита» Денис Власов. «Налоговой инспекции было бы крайне сложно обосновать, что оплата каких-либо услуг не включена в стоимость карточного продукта», — говорит банкир. Сергей Титов, www.gazeta.ru


Опубликовано 4 года назад

Похожие записи

Добавить комментарий

©2012-2015, ruscreditcard.ru | Mail: ruscreditcard@ya.ru | Sitemap | About site

Yandex.Metrika
.