Перспективы развития кредитных карт в России | RusCreditCard.ru

Перспективы развития кредитных карт в России

Перспективы развития кредитных карт в России

Можно ли получить кредитную карту с плохой кредитной историей, когда будут доступны мгновенные карты и вытеснят ли кредитки потребительские займы. На эти и другие актуальные вопросы отвечает Ольга Шамайко, директор департамента прямых продаж Банка Хоум Кредит.

— Число держателей кредитных карт в России стремительно растет. Сколько клиентов банка «Хоум Кредит энд Финанс» сегодня пользуются кредитными картами и насколько их число увеличивается каждый год?

— За все время работы банка мы эмитировали более 10 млн. кредитных карт. Отметим, что в 2011 году будет разослано более 1,5 млн. кредиток. При этом количество активных клиентов кредитных карт с льготным периодом в 2011 году по нашим прогнозам вырастет более чем в 5 раз.

— Банк Хоум Кредит в России изначально активно занимался POS-кредитованием, когда пришло понимание, что необходимо развивать направление кредитных карт?
– Карточный бизнес всегда развивался параллельно POS-бизнесу, скажу больше, являлся и является неотъемлемой частью бизнес-модели Хоум Кредит. В рамках данной модели мы предлагаем кредитные карты тем заемщикам, которые уже оформили у нас товарный кредит, делаем кросс-продажи. В кризис основным продуктом, предлагаемым клиентам через кросс-продажи, стали кредиты наличными, однако сегодня, не теряя темпов роста в продажах кредитов наличными, мы снова активно развиваем наш карточный бизнес. Сейчас мы можем говорить просто о большей диверсификации портфеля.
— Какие кредитные карты сейчас присутствуют в линейке банка?
– Своим клиентам мы предлагаем два вида карт – MasterCardStandard и MasterCardGold.
— Как Вы считаете, насколько правильно рассматривать кредитные карты в качестве альтернативы экспресс-кредитам, микро-займам и обычным потребительским кредитам?
— Я бы не стала в одной категории упоминать потребительские кредиты, к коим относятся POS-кредиты, кредиты наличными, карты и микро-займы. Микрозаймы – совершенно иная категория займов, параметры которой кардинально отличаются от параметром потребкредитов. Что же касается взаимозаменяемости, то карты можно считать лучшей альтернативой POS-кредитам.
— В чем специфика кредитных карт по сравнению с данными видами кредитов? Конкурируют ли эти продукты в линейке банка?
– Оформляя POS-кредит, клиент привязан к сроку и сумме займа, при этом наличные на руки ему не выдаются, он получает кредит на конкретный товар. Кредитная карта – это так называемый возобновляемый кредит – оформив ее всего один раз, у клиента есть возможность пользоваться заемными средствами постоянно, как только он погашает задолженность, причем даже частично. При этом использовать кредитный лимит можно на что угодно – от приобретения крупных и дорогих товаров до покупки еды. О конкуренции продуктов в нашей линейке речь не идет, поскольку суть у этих продуктов разная и клиенты выбирают POS-кредит, кредит наличными или кредитную карту в зависимости от своих потребностей и предпочтений. Нельзя не отметить, что кредитные карты – более сложный продукт, чем кредиты.
— Какую долю рынка потребительских кредитов занимают карточные продукты сейчас, и какой Вы видите ситуацию через год и через 5-10 лет?
— В данный момент доля карточных продуктов на рынке потребительских кредитов составляет 5%. Это высокотехнологичный и исключительно удобный для клиента продукт, популярность которого будет только расти. Сейчас рынок потребительского кредитования испытывает бум, а поскольку кредитные карты являются наилучшей альтернативой потребкредитам, ожидается, что и этот рынок будет значительно увеличиваться.
— В США можно оформить кредитную карту магазина прямо в момент покупки. Осуществимо ли такое в России? Позволяет ли система бюро кредитных историй, которая сейчас в России создается, мгновенно проверить кредитную историю заемщика и оценить риски, или ставка делается на скоринговые системы?
— Оформление карты прямо в момент покупки возможно, но при выполнении ряда условий, реализация которых сопряжена с ограничениями как правового, так и технического характера, что в конечном итоге влияет на экономическую целесообразность реализации подобных проектов.Проверка кредитной истории на стороне конкретного бюро кредитных историй осуществляется в онлайн режиме. При этом при принятии решения используются, в том числе, и внутрибанковские системы.
— Давайте также поясним нашим читателям, каким образом формируется кредитная история, какие измеримые показатели в ней присутствуют, применяются ли разными бюро единые методики оценки?
— Кредитная история содержит всю информацию о характеристиках кредита (тип, сумма, срок), о графике его погашения, по датам и суммам фактически произведенных платежей. Эта информация позволяет в полной мере оценивать качество обслуживания долга в части наличия или отсутствия исторической или текущей просрочек и их длительности. Значимость информации каждого из бюро оценивается индивидуально, так как часть данных бюро может относиться к непрофильному бизнесу банка. На основании этой оценки происходит учет кредитных историй при принятии решения о выдаче кредита.
— Если у человека были просроченные платежи в прошлом, но невыплат по кредитам не было, сможет ли он получить кредитную карту в Вашем банке? Какие требования Вы предъявляете к заемщикам?
— У нас нет стандартного решения в таких ситуациях, мы рассматриваем в каждом случае отдельно индивидуальные характеристики заемщика. Если человек один раз «оступился», но потом аккуратно выплачивал долг, то есть вероятность, что следующий кредит в банке ему могут одобрить. Просрочка не может быть оправдывающей ни при каких обстоятельствах. Однако если клиент допустил ее в кризисный период – а это 3 года назад – то за давностью срока и при условии, что кредит в итоге был выплачен, следующий заем может быть одобрен.
— Сколько сейчас проходит времени с момента оформления заявки на карту до фактического ее получения?
— Пересылка карты клиенту по почте занимает до двух недель времени, если же клиент предпочел забрать карту в одном из отделений банка, то карту он может получить в течение 7 дней.
— Карты банка «Хоум Кредит энд Финанс» предусматривают получение скидок по программе «Карта города». Какого порядка достигают скидки и на какие группы товаров?
— Программа скидок «Карта Города» Банка Хоум Кредит работает в 75 регионах России и в данный момент является одной из лидирующих программ в банковской сфере по числу мест предоставления скидок – их у нас более 8000. Скидки по картам банка предоставляются практически по всем группам товаров и услуг – список партнеров программы включает в себя магазины одежды, обуви и аксессуаров, парфюмерии, ювелирных изделий, электроники и товаров для дома, аптеки, кафе и рестораны, салоны красоты, спортивные клубы, туристические и страховые фирмы и многое другое. Большинство партнеров предоставляют скидки в диапазоне 5-10%. Во время проведения акций скидка увеличивается до 15%.
— Насколько активно держатели карт пользуются данной возможностью?
О высокой востребованности программы банка свидетельствуют данные отчетов о транзакциях по картам, росту посещаемости сайта kg.homecredit.ru, увеличению числа подписчиков на рассылку новостей. В последнее время нам часто пишут держатели карт с просьбой о добавлении в программу того или иного партнера.
— Планируются ли какие-то нововведения по данной программе?
Одно из недавних нововведений – запуск постоянной акции «Выгодный маршрут с Картой города». Суть акции в том, что клиенты банка, оплачивающие покупки картой у ряда партнеров, не только получают скидки, но и становятся претендентами на получение подарков. Кроме того в разработке находятся несколько совместных проектов с сайтами купонов, развлекательными изданиями и другими площадками.
— Опять же возвращаясь к аналогии со странами Запада, на первом месте по предпочтениям пользователей США стоят cashback карты, когда 1-2% со всех потраченных клиентом денег банк возвращает ему на счет или выдает подарочными сертификатами. Интересно ли такое российским пользователям или у нас люди отдают предпочтение мгновенным скидкам?
— Сейчас мы видим, что рынок уже готов к такому продукту – появились подобные предложения от банков. В следующем году мы запускаем свою cash-back карту.
— Чтение отзывов потребителей и тематических форумов привело меня к выводу, что неудовлетворенность многих пользователей кредитных карт вызвана в первую очередь непониманием сути и принципа действия кредитной карты — кто-то снимает деньги в банкомате в первый же день, кто-то неправильно понимает, что такое льготный период. Насколько вы согласны с такой оценкой?
— Такое поведение потребителей очень характерно для дебетовых карт. Действительно, получая деньги на карту, люди стремятся тут же обналичить их в банкомате, поскольку во многом в нашей стране еще не устоялась и не окрепла культура безналичных операций. Однако поведение держателей кредиток отличается, комиссии за обналичивание и конвертацию являются для них своего рода стоп-фактором, и по этой причине они предпочитают использовать кредитную карту для безналичных платежей.
— По Вашему мнению повышением финансовой грамотности заемщиков кто-то должен заниматься целенаправленно или это придет само с опытом? Предпринимает ли Ваш банк какие то действия, направленные на повышение финансовой грамотности заемщиков и на то, чтобы научить клиентов правильно пользоваться кредитными картами?
Мы заметили интересную зависимость: те клиенты, которые правильно понимают особенности использования кредитных карт и стараются по возможности не обналичивать их, наиболее лояльны и дольше пользуются услугами банка. Мы не только уверены, что потребителя нужно информировать и воспитывать финансово, мы предпринимаем активные действия в этом направлении. Во всех наших информационных материалах содержатся советы о том, как выгоднее использовать кредитную карту, то есть мы стимулируем клиентов к тому чтобы проводить безналичные операции.
— Сейчас идут активные споры о законности различных комиссий по кредитам и кредитным картам. Какова Ваша позиция по этому вопросу? Должно ли на законодательном уровне быть закреплено, какие комиссии допустимы, а какие нет? В рекламе банка «Хоум Кредит энд Финанс» мы видим слоган «Кредитная карта без комиссии». От каких комиссий по кредитным картам Вы отказались?
– Мы последовательно в течение определенного времени отказываемся от комиссий по нашим продуктам. В частности, если говорить о кредитных картах, то мы не взимаем платежи за выпуск и обслуживание карты, не хотим заставлять платить клиента за «воздух», такие комиссии просто бессмысленны. Что же касается, введения соответствующих юридических нормативов, то мы скорее смотрим на этот вопрос положительно, поскольку условия для всех банков должны быть одинаковы.
— И последний вопрос, в России за кредитными картами обращаются, когда необходимость в дополнительных средствах уже наступила. Но ведь можно иметь карту на всякий случай — для покрытия непредвиденных расходов, для оплаты товаров через интернет, для использования за рубежом. Что Вы думаете по этому поводу? Почему человеку, которому в принципе денег хватает, все-таки стоит держать кредитку в своем кошельке?
— Наши исследования показали, что кредитные карты в основном используются в случае непредвиденных расходов. А для тех клиентов, которые не нуждаются в заемных средствах, пользоваться картой удобно с точки зрения скидок, которые он получает при оплате покупок в точках партнеров наших программ и программ MasterCard.
Сайт Кредиты Москвы благодарит пресс-службу банка Хоум Кредит за помощь в организации интервью.

(c)moscow-kredit.ru


Опубликовано 12 лет назад

Похожие записи

©2012-2023, ruscreditcard.ru | Mail: ruscreditcard@ya.ru | About site

Yandex.Metrika