ЦБ и банки ждут роста карточных мошенничеств с 1 января 2013 года | RusCreditCard.ru

ЦБ и банки ждут роста карточных мошенничеств с 1 января 2013 года

Чтобы избежать с 1 января сотен тысяч претензий от клиентов, регулятор и банковское сообщество готовят поправки.

ЦБ и банки ждут роста карточных мошенничеств с 1 января 2013 года
Банки серьезно обеспокоены вступлением в силу с 1 января 2013 года ФЗ «О национальной платежной системе». Волнения среди банкиров вызывает статья, регулирующая порядок использования банковских карт. Согласно ей, в случае если с карты клиента банка без его согласия снимаются деньги, банк должен вернуть их на счет клиента в течении суток. По действующим правилам, в случае несанкционированного списания денежных средств клиент обязан проинформировать об этом банк не позднее чем через день после получения уведомления о совершенной трансакции. С этого момента банк несет ответственность за несанкционированное списание средств и обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента. Сегодня банкиры сами решают, в течение какого времени средства будут возвращены: расследования, инициированные кредитным учреждением, могут затянуть возврат денег на недели и месяцы.
Однако в ЦБ и банковском сообществе уверены, что новая норма — подарок мошенникам.
— Человек может самостоятельно снимать деньги с карты и тут же писать жалобу, что это сделал не он, опережая банковскую систему уведомления, — говорит собеседник в Центробанке.
Также мошенник сможет отдать свою пластиковую карточку третьему лицу: тот будет снимать с нее средства в другом городе или стране, а сам держатель карты в это время может предъявлять претензии банку и требовать возврата денег, которые банк будет обязан вернуть по закону в течении суток.
— Такая ситуация кризисна не только для банков, — комментирует источник. — На самом деле она опасна для всех, ведь как только кредитно-финансовое учреждение перестанет справляться с потоком мошенников, у него остается единственный способ оградить себя от них — это прекратить выдачу пластиковых карт.
Президент некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Андрей Емелин, входящий в состав рабочей группы ЦБ РФ, отметил, что для предотвращения подобной ситуации разрабатываются законодательные меры.
— Сейчас мы готовим ряд поправок к закону, чтобы избежать негативных последствий, — заверил он.
По словам Емелина, предполагается, что лицо, которое обжалует неправомерность транзакции, будет обязано доказать, что банк действительно не уведомлял его о трансакции. По закону организация считается исполнившей обязанность уже в момент отправки уведомления, а не в момент получения его клиентом.
— Если банк добросовестно выполняет свои обязанности и уведомляет клиентов о денежных операциях, то вышеописанную схему мошенничества реализовать будет невозможно, — уверен он.
— За оставшееся время нужно успеть внести поправки в закон «О национальной платежной системе», — резюмирует Емелин.
Эксперты уверены, что вводимые поправки увеличат стоимость обслуживания карт.
— Помимо того что банкам предстоит максимально усовершенствовать и оптимизировать систему отслеживания операций, организовать работу с обращениями граждан, параллельно придется обратиться к страховому бизнесу, — говорит эксперт. — Пока страхование платежей в оценках деятельности страхового рынка не упоминается. Но с введением закона, появится почва для этого. И, исходя из норм рентабельности, соответственно, вырастет стоимость обслуживания банковских карт, — говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
По словам начальника управления пластиковых карт «ВТБ24» Александра Бородкина, сейчас делать какие-то предположения рано, поскольку на текущий момент закон содержит основные нормативы, но специальных положений ЦБ РФ, разъясняющие действия банков в этой ситуации, нет.
— В законе не определено несколько базовых вещей: например, что подразумевается под «уведомлением клиента» — SMS, электронное письмо или почтовое отправление, — отмечает он. — Лично уведомить каждого клиента о денежной операции мы не состоянии.
Также, со слов Бородкина, непонятно, что делать, в случае если впоследствии будет признано, что операция произошла с ведома клиента.
— Банк будет обязан снова забрать эту сумму или же по факту поступления жалобы возвратить клиенту данную сумму, но не давать к ней доступ, пока не проведет проверку? — интересуется начальник управления.
Зам председателя ГД РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков в курсе сложившейся ситуации и тоже ждет отчетов от Центробанка.
— Надо найти компромисс и прописать его в законе: допустим, если трансакция совершена с введением PIN-кода или других персональных данных, то это вина клиента — был сам невнимателен, к примеру, а если с помощью технических средств, дистанционно, то ответственность лежит на банке — значит, неэффективно работает система безопасности, — предположил депутат.

http://izvestia.ru/news/535848


Опубликовано 12 лет назад

Похожие записи

©2012-2023, ruscreditcard.ru | Mail: ruscreditcard@ya.ru | About site

Yandex.Metrika