Мультиаппликационные карты на основе бесконтактных смарт-карт (БСК) | RusCreditCard.ru

Мультиаппликационные карты на основе бесконтактных смарт-карт (БСК)

Мультиаппликационные карты на основе бесконтактных смарт-карт (БСК)

Свойства бесконтактных смарт-карт предопределили их успешное применение в системах автоматического сбора оплаты на транспорте по всему миру. Крупнейшие города мира — Лондон, Париж, Берлин, Токио, Рим, Вашингтон, Чикаго, Пекин, Сеул и, наконец, Москва — активно используют их в общественном транспорте. В России, кроме Москвы, БСК применяются в Санкт-Петербурге и Новосибирске (в метрополитенах этих городов), а также на железной дороге. Однако текущая ситуация в России располагает и к другим, нетранспортным применениям этих бесконтактных карт, и функция оплаты проезда может быть лишь одним из приложений, реализуемых картой.
Мультиаппликационность карты дает реальные выгоды как держателям карт, так и всем остальным участникам и создателям соответствующих карточных проектов, а именно: улучшение (ускорение) возврата инвестиций для существующих эмитентов карт, т.к. стоимость инфраструктуры и самих карт может делиться как между создателями системы, так и между новыми участниками, использующими карту для создания своих приложений; стоимость участия в существующей карточной системе значительно ниже стоимости создания своей системы; для достижения маркетинговых и коммерческих целей очень актуально использование целевой аудитории — людей, уже имеющих карты. Карта становится мощным средством воздействия на своего владельца и используется как инструмент маркетинга для продвижения товаров и услуг; очевидные удобства для пользователя — один и тот же предмет используется как пропуск, платежное средство, носитель социальной информации и т.д.; использование смарт-карт открывает новые перспективы в мире распространяющихся компьютерных технологий.
Несмотря на очевидную выгоду мультиаппликационных карт, их внедрение связано с рядом трудностей чисто организационного характера. Должен быть некий катализатор, который помог бы запустить проект, — первичное приложение, обеспечивающее проекту «критическую массу», после которой на карту становится выгодным добавлять другие приложения.
В 1997 г. впервые в России Московским метрополитеном в качестве проездного документа была введена в обращение БСК. Эта карта имела (и имеет до сих пор) анонимный характер, т.е. не содержит информации о своем держателе. Однако опыт Московского метрополитена показал, что в ряде случаев транспортное приложение следует дополнять идентификационным приложением (персональными данными держателя карты), поскольку в этом случае затрудняется несанкционированная передача такой карты другому лицу. Это те случаи, когда транспортная карта одновременно является и дисконтной — обслуживается по более низким тарифам, чем стандартный проездной документ.
Первой такой картой стал студенческий билет Московского государственного университета путей сообщения. Затем льготная транспортная карта (в виде Московской карты студента с его фотографией и ФИО) стала предоставляться всем студентам Москвы. Такие карты уже содержали два приложения — идентификационное и транспортное, хотя и принадлежали одному эмитенту — Московскому метрополитену.
Затем появился вид студенческого персонального проездного документа Московского метрополитена, который содержал банковское приложение (STB card). Возможности использования такой карты другим лицом уже сильно ограничены, поскольку она является также универсальной платежной картой.
Развитие мультиаппликационной транспортной карты привело к появлению идентификационных карт с транспортным приложением, принадлежащих другим категориям льготников. Это удостоверения советников районных собраний и карты московских школьников. Заметим, что на последних картах появились дополнительные идентификационные данные для автоматизированной обработки — штриховой код.
По данным Московского метрополитена, введение персональных транспортных карт (и соответственно исключение из обращения анонимных транспортных карт с использованием более низких тарифов) дало увеличение годовой выручки на 20%. Это позволило не только полностью окупить затраты на создание технологии эмиссии персональных транспортных карт (она достаточно сложна) и собственно на эмиссию, но и получить значительный доход.
Наконец, появилась двухаппликационная карта, которая содержит транспортные приложения уже двух транспортных операторов: Московского метрополитена и ОАО «РЖД» (пригородное сообщение Московской железной дороги).
Всегда возникает вопрос: насколько выгодно внедрение БСК по сравнению с использованием традиционных видов карт (например, с магнитной полосой)? Как уже говорилось, введение в обращение этих карт дает ощутимый доход транспортному оператору. Основными причинами такого роста доходов являются персональный учет предоставленных льгот (карточного дисконта), снижение стоимости обслуживания системы вследствие уменьшения износа оборудования, рост защищенности системы в целом и использование защищенного носителя информации.
Приведем еще некоторые данные, которые проиллюстрируют эффект от внедрения БСК на транспорте. Это данные Российских железных дорог (ОАО «РЖД»):
— выручка от пассажирских перевозок пригородного сообщения с 1999 по 2000 г. (при опытном внедрении системы на основе БСК) увеличилась в 1,9 раза до 265,4 млн. руб., в том числе за счет: — увеличения пассажиропотока — на 15,9 млн. руб.;
— повышения тарифов — на 28,1 млн. руб.;
— внедрения смарт-технологий — на 81,6 млн. руб. (в 2001 г. внедрение смарт-технологий принесло дополнительно 400 млн. руб. выручки).
В настоящее время БСК внедрены на 8 железных дорогах. Выручка ОАО «Российские железные дороги» от продажи пригородных билетов на станциях, оборудованных турникетами, в январе-марте 2004 г. увеличилась по сравнению с январем-мартом 2003 г. на 31% до более 393 млн. руб. Выпущено около 1 млн. бесконтактных смарт-карт.
Разумеется, рост доходов от внедрения БСК нельзя рассматривать без отрыва от системы продажи проездных документов и их контроля при перевозках. Эффект возникает от работы системы в целом, где БСК является одним из элементов. Однако это существенный элементи системы, и именно БСК обеспечивают ее эффективную работу. А мультиаппликационность отдельных видов транспортных карт во многом снимает проблемы их несанкционированного (и, следовательно, ведущего к снижению доходов) использования.
Рост эмиссии БСК в Москве весьма впечатляющий. К концу 2002 г. было выпущено в обращение около 2 млн. транспортных бесконтактных смарт-карт (рис. 1), в результате чего можно смело утверждать, что к началу 2003 г. каждый пятый москвич обладал бесконтактной смарт-картой. К 2004 г. рост эмиссии только железнодорожных транспортных карт составил 1 млн. карт (по сравнению с 500 тыс. в 2002 г.), а социальных карт — более 2 млн. карт (по сравнению с нулем в начале 2001 г.).
Однако во всех традиционных «карточных» отраслях (за исключением транспорта и контроля доступа) — финансах, торговле и услугах, телекоммуникациях — всегда использовались контактные смарт-карты, обладающие более подходящим набором свойств для этих операторов и, главное, приспособленные к уже созданной инфраструктуре приема карт. Проблему совмещения контактных и бесконтактных карточных технологий решают контактно-бесконтактные карты, например карта с дуальным интерфейсом. Примером является карта JCOP30. Она примечательна следующим.
Эта карта позволяет разрабатывать разнообразные приложения, используя популярный, доступный любому программисту язык Java. Карта имеет встроенные механизмы криптозащиты 3DES и RSA, реализованные на базе сопроцессоров, и содержит предустановленное приложение VSDC — Visa Smart Debit Credit. Кроме того, чип карты поддерживает стандарт MIFARER, т.е. дополнительно имеет структуру памяти для мультиаппликационного использования в рамках бесконтактного интерфейса. Самое важное, что приложения, реализуемые в виде апплетов (программ на языке Java), могут быть добавлены на карту JCOP30 уже после ввода карты в обращение.
Вернемся к бесконтактным картам. Возможности разработки и внедрения приложений в проектах с использованием смарт-карт зависят от используемой схемы проверки аутентичности (подлинности) карт, которая определяется возможностями чипа. При работе с картами MIFARER аутентификация осуществляется по симметричной схеме. Используются ключи длиной в 48 бит (6 x 8 байт). Практически этого вполне достаточно для безопасной работы любой закрытой системы, т.е. системы с ограниченным количеством участников, каждый из которых непосредственно связан с другими. Однако в открытой системе функции, связанные с аутентификацией и платежами (подразумевающими проверку аутентичности карты), не могут быть реализованы с использованием карт стандарта MIFARER.
Для надежной аутентификации смарт-карты в открытых системах, где участники могут ничего не знать друг о друге (например, в банковских платежных системах), используется более изощренная технология, которая построена на асимметричных алгоритмах (схеме) проверки подлинности карты. Для работы по асимметричным алгоритмам проверки требуется уже микропроцессорная карта, имеющая мощный криптопроцессор. Соответственно работа с финансовыми приложениями в открытых системах станет возможной лишь при переходе на контактно-бесконтактные карты, подобные JCOP30, которые поддерживают стандарт EMV.
Недостатком любой системы, основанной на симметричных алгоритмах, является и то, что ключи акцептанта карт известны эмитенту карт и акцептант вынужден доверять персоналу эмитента и его системе безопасности. Однако для закрытой системы, где число участников ограничено и фактически каждый эмитент контролируют сеть приема карт, этот недостаток не является существенным.
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы. При использовании карт MIFARER без дуального интерфейса крайне затруднены реализация на карте платежной функции в открытых системах, хранение цифровых сертификатов и подписей, поддержка инфраструктуры публичных ключей. Однако возможностей карты вполне достаточно для таких распространенных задач, как:
— обеспечение контроля доступа, учета посещений и времени доступа в конкретную организацию (помещение, группу помещений);
— оплата товаров и услуг (электронный товарный кошелек) в закрытой системе;
— идентификация при предоставлении скидки в дисконтных системах и расчета скидки в системах лояльности клиентов;
— оплата за мелкие покупки с использованием торговых автоматов и киосков;
— оплата услуг таксофонной или других подобных видов связи;
— идентификация личности при использовании различных информационных ресурсов (как государственных, предоставляемых организациями — участниками системы, так и частных, например использование коммерческих сайтов);
— заказ услуг или бронирование билетов;
— доступ на массовые культурно-зрелищные мероприятия, на стадионы и т.п.;
— некоторые комплексные задачи, требующие реализации принципа многофункциональности.
Далее будут приведены примеры различных применений бесконтактных карт, где они используются не только для оплаты проезда на транспорте, но и для исполнения многих других функций.
Перечислим крупнейшие в мире проекты, использующие мультиаппликационные карты.
Москва — «Транспортные карты метрополитена и Московской железной дороги (пригородное сообщение)». Начало — 1997 г. (метро), 1999 г. (МЖД), обращается более 1,6 млн. карт, приложения: транспортные, идентификационные.
Пусан (Южная Корея) — «Цифровая карта Пусана». Начало — 2000 г., обращается 1 млн. карт, приложения: транспортные, платежные.
Пекин — «Единая карта». Начало — 2001 г., план — 5 млн. карт, приложения: транспортные, банковские, платные дороги, оплата коммунальных услуг, электронная коммерция.
Лондон — «Престиж». Начало — 2002 г., план — 1,5 млн. карт. Приложения: проезд в метро и на железной дороге, банковские, интернет-платежи, дисконтные.
Москва — «Социальная карта москвича». Начало — 2001 г., к концу 2004 г. — 2,3 млн. карт, приложения: идентификационные, транспортные, расчетные, дисконтные, банковские.
Как уже отмечалось, основой большинства таких проектов является транспортное приложение. Но в мире растет число карточных проектов, где на первый план выходят иные приложения. Вот некоторые из этих проектов.
Проект Octopus в Гонконге
Проект Octopus («осьминог») начался в 1994 г., а в 2000 г. насчитывал уже более 6,5 млн. бесконтактных карт, сходных по возможностям с MIFARER. Первоначально карты использовались для оплаты проезда на всех видах городского транспорта. Но затем они стали применяться для покупок в закусочных, кофейнях, магазинах и через сети торговых автоматов как электронный кошелек. Сегодня карту принимают к оплате сеть магазинов 7-Eleven, существующих в каждом районе, кондитерские и рестораны быстрого питания, парковки и даже муниципальные бассейны. Добавление новых платежных функций принесло значительный дополнительный оборот компании Creative Star, управляющей проектом.

Проект многофункциональной карты в Брэкнелле (Великобритания)
Эти бесконтактные карты применяются в проекте Connexions Pathfinder, проводимом департаментом образования и занятости (DfEE). Карты предназначены для регистрации посещения занятий при помощи специальных устройств, установленных в классах. Студенты, аккуратно посещающие занятия, будут вознаграждены баллами, которые потом могут использовать для посещения мест отдыха (бассейн, гольф, местный кинотеатр и т.п.). Картой также можно оплачивать питание. Разработчик утверждает, что регистрационные функции и функции оплаты питания уже начали работать в январе 2001 г., а затем добавлялись членство в клубе, библиотека, оплата парковки, электронный кошелек (закрытая схема только для местных жителей). Первая фаза проекта — 5 тыс. карт, а в перспективе будет 100 тыс. карт.
Проект мультиаппликационных карт в Манчестере
Компания Prepayment Cards Ltd., интегратор проекта, в рамках которого будет выпущено более 1,2 млн. бесконтактных карт, рассчитывает на покрытие трети всех расходов на проект за счет нетранспортных применений карты. Это — оплата мест парковки, учет посещений занятий студентами и школьниками, оплата за питание в школьных буфетах, заменяющая наличные деньги.
Проект авиакомпании Lufthansa для постоянных клиентов
Карты Lufthansa Frequent Flier помогают ускорить проход на посадку через терминалы Lufthansa в крупнейших аэропортах для постоянных клиентов авиакомпании. Карты также работают как элемент системы лояльности, храня информацию для расчета скидки, и служат для идентификации их держателей.
Проект City Omnfficket на Олимпиаде-2000 в Сиднее
Карты MIFARER были использованы во время Олимпийских игр в Сиднее (Австралия). Городская карта City OmniTicket распространялась вместе с перечнем олимпийских мероприятий и предоставляла ее владельцу прямой доступ на мероприятие, а также скидки на товары и питание в организациях — участниках системы.
Проект японской компании NTT по использованию бесконтактных смарт-карт для таксофонов
Компания Nippon Telegraph and Telephone Corp. (NTT) успешно начала проект создания таксофонной сети с использованием бесконтактных смарт-карт и намеревается заменить 800 тыс. таксофонов для работы с магнитными картами. Пока сама NTT не дает информации о проекте, но поставщики утверждают, что, поскольку счет карт пойдет на сотни миллионов (по словам поставщика, до 400 млн. карт), это сильно удешевит относительную стоимость карт и оборудования. По мнению начальник отдела маркетинга Infineon Technologies AG, поставщика большей части карт проекта NTT, Юргена Кутруфа, развитие проекта докажет, что бесконтактная технология имеет и другие массовые применения помимо транспорта.

(с)Платежные карты: бизнес энциклопедия (link)


Опубликовано 13 лет назад

Похожие записи

©2012-2023, ruscreditcard.ru | Mail: ruscreditcard@ya.ru | About site

Yandex.Metrika