Такие опасные бесплатные кредитки | RusCreditCard.ru

Такие опасные бесплатные кредитки

Количество граждан, жалующихся на высокие переплаты при пользовании кредитными картами, в ближайшие годы будет расти. В этом уверен председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Первопричина – агрессивная рекламная кампания. Банки не четко прописывают условия пользования кредитками, а потенциальные клиенты верят обещаниям, не проявляя необходимое любопытство.

В последние месяцы россияне активно интересуются банковскими продуктами: они несут деньги на банковские депозиты и пользуются кредитами. По данным ЦБ, объем депозитов граждан в феврале 2011 года вырос на 2% по сравнению с январем. Кредитование банками частных лиц в феврале выросло на 0,6% по сравнению с первым месяцем этого года. ЦБ прогнозирует, что в этом году банки ссудят гражданам на 13% больше средств, чем в прошлом.

Тайны льготного периода

Самым, пожалуй, выгодным для банка кредитным продуктом, адресованным «физикам», являются кредитные карты. Проценты за пользование ими могут принести банку куда больше дохода, чем платежи по потребительским (например, на покупку электроники) или целевым (например, на приобретение автомобиля) кредитам.

Такие опасные бесплатные кредитки

Предлагая клиенту кредитную карту, банки, как правило, перечисляют лишь ее преимущества. Человеку, мол, не нужно носить с собой крупные суммы денег, он может быстро воспользоваться заемными средствами при незапланированных покупках, говорится в рекламных буклетах. Льготный период кредитования, в течение которого банк не взимает проценты за пользование деньгами с карты, в среднем составляет 30-60 дней. Это делает краткосрочный займ фактически бесплатным. При неиспользовании карты проценты банку платить не приходится.

Лозунг «реклама – двигатель торговли» отлично действует и при реализации кредиток. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), опросив 1,6 тыс. россиян в 140 населенных пунктах, выяснило, что даже в кризисном 2009 году количество обладателей кредиток выросло на 1%. В то время как другие виды кредитования в 2009 году теряли популярность у граждан: к примеру, число желающих получить потребительский кредит сократилось с 19% до 13%.

Но пользование кредиткой на самом деле может оказаться весьма дорогим удовольствием. К примеру, если человек не погасил задолженность по карте в установленный льготный период, ему придется платить проценты, значительно превышающие стоимость других кредитов.

Ставка по рублевой кредитке в среднем составляет 20-50% годовых. Для сравнения: банковский кредит на неотложные нужды обошелся бы в 8-18% годовых, автокредит – в 10-20%.

Если с размером ставки все более-менее ясно, то другую информацию о стоимости пользования кредитками банки хоть и не скрывают (ее можно найти на сайте или в буклетах), но предпочитают подробно не расшифровывать.

Так, не всегда легко обнаружить вот какой подводный камень. Льготный период может отсчитываться не с момента совершения покупки по кредитке, а с установленного в договоре числа. Например, льготный период по карте 50 дней, а срок погашения задолженности – первое число месяца. Предположим, если мы совершаем покупку 29 марта, то должны погасить кредит до 19 апреля. То есть льготный период по такой схеме считается с 1 марта – с первого дня месяца, когда была совершена покупка. И фактический срок погашения кредита никак не 50 дней, а только 21.

Причем в случае просрочки взимать проценты будут не только за время этой просрочки, но и за льготный период. Кроме того, возможно, проценты будут начисляться и на израсходованную сумму, и на весь кредитный лимит (сумму на карте, которой клиент может распоряжаться).
За покупку товаров в магазине банк, как правило, проценты не взимает, но снятие наличных в банкомате как «своего», так и «чужого» банка может стоить дополнительных денег. Комиссия за «обналичку» в среднем составляет 4-5% от снимаемой суммы, но не менее 100 рублей. Об этом банк, скорее всего, скажет честно. Зато информацию о том, что при снятии денег с карты в банкомате не действует льготный период кредитования, то есть проценты начисляются с момента снятия средств, клиент, скорее всего, узнает только при погашении задолженности.

Жалоб станет больше

Благодаря агрессивной рекламе, число владельцев кредитных карт растет, и это особенно беспокоит защитников прав потребителей. Как рассказал Дмитрий Янин, реклама кредитных продуктов часто вводит потенциального клиента в заблуждение. В частности, присылаемые по почте пластиковые банковские карты, являются «троянским конем», говорит Янин. Ведь процентная ставка за пользование такой картой составляет около 50% годовых, но об этом в рекламе не сообщается. А особые условия начисления процентов если и указываются, то мелким шрифтом.

КонфОП прогнозирует уже в 2011 году рост претензий потребителей финансовых продуктов и, в первую очередь, владельцев кредитных карт.

В 2011 году общее количество жалоб потребителей выросло на 10% по сравнению с 2009 годом – до 330 тысяч. Половина обратившихся жаловались на некачественные торговые услуги, еще 30% россиян имеют претензии к предприятиям сферы ЖКХ. Но поскольку проблема защиты интересов потребителей в финансовой сфере не решается много лет, соотношение самых болезненных нарушений может измениться, говорит Янин. «Россияне остаются заложниками агрессивной рекламы тех или иных банков», — констатирует он.

Как хорошо уметь читать

Способы сохранения собственных денег до безобразия просты.

«Пользователям кредитных карт, прежде всего, нужно опасаться не каких-то скрытых комиссий, а внимательно читать условия, которые содержатся в договоре на обслуживание карты», — говорит замгенерального директора компании «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова.

Особое внимание необходимо уделить разделу о штрафных санкциях, хотя информация о льготных периодах кредитования, скидках и бонусах зачастую «ослепляет» потенциального держателя карты. С особым пристрастием следует читать договор, касающийся кредиток, присылаемых по почте, полагает Борзова. В таком случае банк рискует больше, чем при выдаче карты после изучения документов о платежеспособности клиента. Риски банка, как правило, в той или иной форме повышают стоимость пользования такой кредиткой. РИА Новости


Опубликовано 13 лет назад

Похожие записи

©2012-2023, ruscreditcard.ru | Mail: ruscreditcard@ya.ru | About site

Yandex.Metrika